Яндекс.Метрика
Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 187553, Ленинградская область, г.Тихвин, ул.Борисова, д.2А
  • (81367)75073, 73785 бухгалтерия, 71967 приемная
  • med-staff@yandex.ru

Жизнь колледжа

Музей

В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие педагоги в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих педагогов и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Тематика краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности обучающихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Считаем, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является музей колледжа.

ПРОГРАММА МУЗЕЯ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Данная программа реализуется в рамках туристско-краеведческой направленности. Курс «Музейное дело» предназначен  для студентов 1 курса отделения «Сестринское дело» - базовая подготовка (на базе 9 классов).  Реализуется программа в течение 1 года,  68 учебных часов.  Материальной базой для проведения учебных занятий со студентами является историко-краеведческий музей. Актуальность данной программы заключается в том, чтобы приобщить студентов к истории и культуре родного края, что служит одним из средств их патриотического и гражданского воспитания. Новизна программы в том, что при реализации программного материала широко используются возможности современных компьютерных технологий и мультимедийной техники.

Курс основ музейного дела предполагает дать  начальные сведения о развитии музейного дела и первичные навыки современных музейных технологий.

Цель курса – воспитание любви и уважения к истории и традициям, культуре, природе родного края.

Задачи:

  • Формирование основ проведения культурно-просветительской работы среди студентов и населения города.
  • Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края.
  • Формирование ценностных ориентаций, применения знаний и представлений для жизни в обществе.
  • Деятельность историко-краеведческого музея направлена на воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, овладение методами исторического познания, умение работать с фокусами музея, различными источниками исторической информации.
Формой подведения итогов работы по программе являются:
  • Защита исследовательских проектов
  • Разработка и самостоятельное проведение экскурсий  
  • Организация просветительской деятельности в рамках тематических мероприятий 

Учебно-тематический план


тема
всего часов
теория
практика
1
ВВЕДЕНИЕ В МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО 6
4
2
2
ВВЕДЕНИЕ В АРХИВОВЕДЕНИЕ 6
4
2
3
ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА 10
6
4
4
ФОНДЫ  МУЗЕЯ 4
2
2
5
ЭКСПОЗИЦИЯ  МУЗЕЯ 8
2
6
6
ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА 20
6
14
7
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 14
6
8
 
Итого
68
28
40
 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

1. ВВЕДЕНИЕ В МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО (6 часов)

1.1.Функции музееведения в системе  познания. Классификация музеев. Методы музееведения. Музейное источниковедение. Структура фондов музеев. Организация, открытие, функционирование музея.

1.2.История возникновения музеев.

1.3.История музейного дела в России.

Древняя Русь - XVII век.

XVII - начало XX  века.

XX - начало XXI века.

Экскурсии:
  • Музеи города Тихвина.
  • Памятные места родного города. 
2. ВВЕДЕНИЕ В АРХИВОВЕДЕНИЕ (6 часов)
Функции архивоведения в системе познания. Классификация архивов. Методы архивоведения. Архивное источниковедение. Правила работы в архиве. Структура научно-справочного аппарата архивов.
История создания архивов. Крупнейшие архивы России. Российский государственный исторический архив. Российский государственный военно-исторический архив. Российский государственный архив военно-морского флота. Российский государственный архив социально-политической истории. Российский государственный архив фотодокументов. Архивы СПб и Ленинградской области.
Практическая работа:
- «Создание архива»
 
3. ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА (10 часов)
История музея. Научно-исследовательская работа музея. Фонды музея. Укомплектование музейных фондов. Фондовый учет музейных предметов. Хранение музейных фондов. Экспозиционно-выставочная работа музея. Организация работы по созданию экспозиций и выставок. Музейная экскурсия. Формы культурно-просветительской работы музея.
Практические работы:
«Фонд музея  колледжа»
«Организация выставки»
 
4. ФОНДЫ  МУЗЕЯ (4 часа)
Основной фонд: вещевые, письменные и изобразительные источники, фото и киноисточники.
Музейная коллекция, мемориальный и реликвийный материал. Вспомогательный фонд, его состав. Библиотека музея. Учет фондов и научное описание музейных материалов. Инвентарная книга. Единица хранения. Шифрование музейных предметов. Картотеки. Хранение фондов.
Практическая работа:
«Составление картотеки»
 
5. ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ (8 часов)
Разработка музейной экспозиции. Этапы создания экспозиции.
Практические работы:
«Музейная экспозиция»
 
6. ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА (20 часов)
Определение темы экскурсии. Знакомство с темой. Основные требования к экскурсии. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Показатель ценности объекта. Классификация объектов.
 Составление маршрута. Обход маршрута.  Контрольный текст экскурсии.
Работа над построением экскурсии. Вступительная беседа, основная и заключительная части. Оформление текста экскурсии. Классификация экскурсий.
Практические работы:
«Разработка и проведение экскурсий»
 
7. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Научное творчество как часть национальной культуры.
Этапы исследовательской деятельности.
Выбор темы для будущего исследования. Структура (содержание) текста исследовательской работы. Сбор исходного материала, его анализ Написание основных разделов работы. Формулирование выводов. Написание заключения, введения.
Оформление научно-справочного аппарата, составление приложения.
Оглавление работы в соответствии с ее реальным содержанием (уточнение названий глав и параграфов, состав Приложений и пр.)
Подготовка презентации с использованием современных изобразительных и технических средств (стенды, таблицы, схемы, графики, мультимедиапроекция и др.) для наглядного представления объемов, методов и результатов проделанной научно-исследовательской работы).
Информационная база исследовательского материала: законодательные акты, научные источники (монографии, материалы конференций, съездов, симпозиумов, семинаров),
Статистические источники, периодическая печать, электронные ресурсы, локальные нормативные документы.
Анализ исходного материала Работа над основными разделами. Параграф как минимальная единица научного текста.
Построение Введения. Актуальность темы. Предмет исследования. Теоретическая база исследования. Историография вопроса. Цель и задачи исследования. Методы исследования. Научная новизна, полученная в результате проведения исследования. Практическая значимость работы. Исследование и проектирование. Темы проектов: фантастические, экспериментальные и теоретические.
Презентация. Цели презентации. Подготовка презентации. Как сделать презентацию. Самопрезентация. Положительный имидж. Приемы установления контакта.
Практические работы:
«Проекты исследовательских работ»
«Публичное выступление»
«Самопрезентация»
 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончании  курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
  • разбираться в видах музеев и архивов
  • работать с фондами музеев и научно-справочным аппаратом  архивов
  •  осуществлять взаимосвязь с другими науками
  • использовать на практике методы музееведения: комплектование первоисточников, научное документирование, исследование и хранение музейных предметов, создание экспозиций и выставок как  характерных форм научной популяризации
  • осуществлять научно-просветительскую и воспитательную деятельность (умение провести экскурсию)
  • создавать имидж музея. 
Учащиеся должны знать:
  • отличие научного знания от других видов
  • особенности формулирования темы исследовательской работы, основы организации работы с научной литературой
  • знать методы исследования, требования к оформлению результатов работы, критерии оценки исследовательских работ 
Учащиеся должны уметь:
  • выбирать тему исследования, обосновать ее актуальность
  • формулировать цели, задачи, выдвигать гипотезу исследования, выявлять объект и предмет исследования, подбирать литературу
  • проводить обзор литературы по теме исследования
  • применять информационные технологии и выступать с защитой  исследовательской работы
 
Методическое обеспечение программы:
  • Форма занятий: лекции, беседы, экскурсии
  • Методы и приемы: наглядные, словесные, практические
  • Дидактическое оснащение: фонды музея, видеомагнитофон, телевизор, компьютерная техника, мультимедийный проектор
  • Форма подведения итогов: презентации, выставки, организация экскурсий, научно-исследовательские проекты 
Список литературы
  1. Сборник исследовательских работ VIII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.- Москва, 2006.
  2. А.П.Панфилова. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. -Cанкт-Петербург, 2001
  3. А.А.Плигин. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования. Исследовательская работа школьников.-2005,№ 4.
  4. А.И.Савенков. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – Москва: Генезис,2005.
  5. Каталог школьных музеев Санк-Петербурга.-Санкт-Петербург, 2000.
  6. Историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга в системе воспитания юных петербуржцев.- Выпуск 2.3.Санкт-Петербург, 1998.
  7. А.Д.Тельчаров. Основы музейного дела. Введение в специальность. Курс лекций.Омега-Л.Москва,2005.
  8. Ю.А.Старикова. Музееведение.Конспект лекций.-Москва, 2006.
  9. Уголок России. Сборник материалов для работы с детьми по изучению краеведения.-Тихвин, 2007.
  10. А.Е.Сейненский. Музей воспитывает юных.-Москва: Просвещение,1988.